Итоги 
блицконкурса составления ТТ-12 «Мат 
								ходом пешки».
В 
конкурсе приняло
участие
11 композиторов
с 
15
произведениями.
Вскоре после 
объявления темы и условий ТТ-12 на сайте “SuperProblem” 
появилась информация об уникальной 14-вариантной задаче:

Феерическая задача! Стало ясно, что превзойти достижение датчан в номинации “максимальное количество тематических вариантов” - практически невозможно. И всё-таки нашёлся смельчак, который в одиночку предпринял попытку штурмовать этот казалось бы неподъёмный Эверест! В условиях, когда опытные составители отступили, удача сопутствовала менее опытному, но более настойчивому автору. Ведь на пьедестал ТТ-12 мог подняться любой составитель, представивший задачу, которая бы соответствовала условиям, указанным в номинации. Тем более, что из числа 12-вариантных удалось отыскать только одну задачу 120-летней давности

да и то с дуалью - 1...Q:c4 2.b:c8S, 
d:c4#.
Номинация 
“Максимальное количество тематических вариантов”.

-№1. 
Серьёзное достижение – 
13 (!) тематических вариантов! Не хватило буквально 
одного шага до повторения супер-рекорда. Отмечу ещё и такой положительный момент 
как отсутствие симметрии. Наличие задачи А.Крамера (http://www.yacpdb.org/?id=13448) 
не умаляет достоинств задачи-победительницы!

-№2. 
Здесь 11 тематических матов. Задача могла бы участвовать и в другой номинации, 
поскольку формально содержит 4 коррекции и 2 крестика ладьи. Отрадно, что на 
точные (корректирующие) ходы чёрных следуют тематические пешечные маты! Но дело 
в том, что №2 эксплуатирует примитивные стойки фигур, которые внешне 
соответствуют механизмам положения и коррекции, но имеют минимальную тактическую 
насыщенность (отвлечение/привлечение). Заслуга автора лишь в том, что он собрал 
их в один механизм, правда, сделал всё это довольно изобретательно, изящно и с 
хорошим вступительным ходом.
Номинация “Синтез с другой темой 
(механизмом 
положения, тактической идеей)”.
Хотелось бы напомнить 
участникам, что для победы в тематическом соревновании (пусть даже и небольшом) 
важно помнить про 4 составляющих успеха: изящность, сложность и/или 
масштабность, оригинальность. Победителем в этой номинации стал опытный 
турнирный боец с богатым послужным списком.

-№3. 
Здесь 8 тематических матов, трёхфазное исполнение, простая и произвольная 
перемена игры. Автор приводит ещё попытку 1.Q:f6? 
[2.S- 
#] 1…Qe7! 
-  с неожиданной связкой, которая на 
отличие не повлияла (лишь развеселила арбитра). Слагаемые успеха этой задачи: 
изящность, масштабность, оригинальность.

-№4. 
Здесь всего 
4 
тематических варианта, 
двухфазное исполнение. Но это единственная в конкурсе задача с переменой 2 
тематических (пешечных) матов на одни и те же защиты, что гораздо труднее по 
исполнению. Учтены дополнительные показатели: 1) перемена на защиту 1…Bh6, 
2) игра разных белых фигур на одно поле в ложном следе и решении (вступительные 
ходы + угроза). Очень гармоничный замысел!

-№5. Здесь 7 тематических матов (включая угрозу). Оригинальна центральная идея – перекрытие дальнобойных чёрных фигур слоном в 3 вариантах. В задаче R.Millour (1984) - http://www.yacpdb.org/?id=194458 - свои дальнобойные фигуры перекрывает чёрный конь. Авторы удачно подчеркнули специфику темы вступительным пешечным ходом. В целом получился изящный, достаточно сложный и оригинальный комплекс!

-№6. 
Здесь 10 тематических матов, двухфазное исполнение (близнецы 2 порядка). По 
автору: а) маты иллюзорной игры становятся вступительными ходами в л/с и 
решении; 
b) 
л/с из диаграммной позиции становится в близнеце решением, а решение – л/с. Не 
всё (точнее: многое) не получилось у автора, но я оценил стремление к поиску 
нестандартных путей реализации заданной темы. Построение фаз путём создания 
близнецов допустимо, но всё же это свидетельствует о том, что иллюзорная или 
ложная игра – не получились.

-№7. 
Похожа по построению на №3, но проще по содержанию: 7 тематических матов в 
сочетании с темой перемены функций ходов (угроза-мат,
опровержение-защита), 
двухфазное исполнение.

-№8. 
По автору: “коррекция 
4-х чёрных фигур,
альбино,
батарейная игра”. Добавлю ещё: крестик чёрной ладьи. Однако, в 
тематическом плане задача сильно уступает задаче №2, где маты на точные защиты – 
тематические (пешечные). Не является достоинством (в данном конкурсе) отмеченная 
автором батарейная игра, поскольку синтезировать батарейные маты ходом пешки 
гораздо проще, чем небатарейные (собственно пешечные). Тема альбино сама по себе 
даёт 4 тематических мата, 
 важнее другое: с чем и как её синтезировать? Вот 2 
удачных примера, где авторы соединили тему альбино со звёздочкой слона и 
полусвязкой:
- 
http://www.yacpdb.org/?id=8354 
,
- 
http://www.yacpdb.org/?id=18053 
.
-№9. 
Единственная (!) задача, где в основе замысла прямые пешечные маты (небатарейные 
и без превращения). Есть перемена функций ходов (вступление-угроза), но слишком 
мала тематическая начинка: всего 2 тематических мата, которые словно магнит 
следуют на одни и те же защиты.
-№10. Заявлена 
харьковская тема, но само решение маловыразительно. Ложный след является 
“надстроенным”, о чём свидетельствуют ненужные (лишние) в решении пешки 
b6,c5.
-№11. 
Интересна задумка автора: тема “ушёл-пришёл” с эффектом, когда играет идентичная 
пара фигур.  Таких вариантов три, два 
из которых – 1…Q:c7 
2.d8Q#, 
1…f:e5 2.f6# 
- соответствуют заданной теме, а третий – 1…Sd4 
2.Sb3#! 
– самый интересный, но в данном случае нетематический. Вот если бы автор сделал 
третьим вариантом: мат превращением пешки в коня (на освободившееся после 
чёрного коня поле), то такая задача, безусловно, могла бы рассчитывать на 
пьедестал!
-№№12,13. 
Дитер Мюллер и Пётр Новицкий выдали на этот раз задачи “без изысков”. Про такие 
композиции говорят так: просто задача…





Поздравляю победителей и 
благодарю всех принявших участие в ТТ-12.
Игорь Агапов, 
02.03.2012, г.Ижевск